Консультация психолога онлайн по Скайпу (Skype)

Ребёнок нервный в школе

Ребёнок нервный в школе

В школе ребенок нервный. Не слушается, плачет.

Здравствуйте!
Не знаю, актуален ли ещё мой ответ и, возможно, вы за полтора месяца уже решили свою проблему, но всё же отвечу вам.

Из вашего короткого сообщения не очень понятно какого возраста ваш ребёнок и при каких обстоятельствах он плачет и не слушается - я бы ответила вам более детально и обстоятельно применительно к вашей ситуации с вашим ребёнком.

Предполагаю, что ваш ребёнок- ученик начальной школы. Возможно, первоклассник. Может быть, я ошибаюсь...

Вы, как я заметила, внимательная мама и вы правильно сделали, обратившись по поводу нервозности у своего ребёнка, которая, как вы думаете, связана со школой.
Ещё признаками нервозности может быть физическое недомогание: бледность, дрожь, головные боли или головокружение, тошнота, рвота, отсутствие аппетита, нарушение сна, слабость, утомляемость, вялость.
Ребёнок начинает капризничать, плакать или, наоборот, замкнулся, легко раздражается и грубит в ответ.


Иногда нервозность ребенка никак не проявляется – ни со стороны физического самочувствия, ни со стороны поведения. Ребёнок безупречен, дисциплинирован и самостоятелен в своём поведении на радость родителям.
Однако, такие, на первый взгляд, положительные перемены могут говорить о том, что ребенок тоже сильно переживает и волнуется. 

Ребёнок может нервничать в школе по разным причинам:


1. Адаптация


Адаптация длится 2-6 месяцев в зависимости от предыдущего опыта (детский сад, домашнее воспитание до школы). Ребёнок со многим сталкивается впервые: здание школы, новый значимый взрослый, новые дети, новая обстановка и социум вокруг, новый режим дня, новые правила, новые требования учителя, новые ситуации и обстоятельства, с которыми ребёнок не знаком.
Если это так, то вполне понятно нервное поведение вашего ребёнка - идёт процесс адаптации ребёнка к школе и социуму.
Ребёнку надо просто помочь в этой адаптации и сопровождать его в этом.

2. Страхи ребёнка.


Ребёнок не справляется со школьной нагрузкой: не успевает выучить уроки или не понял новую тему или материал, неправильно сделал домашнюю работу, тетрадь, ошибки в диктантах и контрольных работах.
Если ещё взрослые не дают ребёнку право на ошибку, невроз ребёнку обеспечен.

3. Психологическая или эмоциональная незрелость


Бывает, что родители учат детей писать, считать, читать, игнорируя психологическую и нейропсихологическую подготовку ребёнка к школе. То, что ребёнок умеет читать, писать и считать, не значит, что он уже готов к школе. Родители, в основном, ориентируются на умственные способности ребёнка, но не учитывают эмоциональную незрелость. Ребенок оказывается не готов к психическим нагрузкам в школе. Психологическую готовность к школе определяет детский психолог.
Помню, ко мне пришли родители с запросом "Когда отдавать ребёнка в школу - сейчас или на следующий год?" Девочка - умничка 6 лет все задания выполняла. Где-то в конце первого этапа тестирования стало ясно, что девочка не готова к школе психологически. Это сняло все родительские сомнения по поводу школы. Им даже не пришлось приходить во второй раз - диагностика готовности к школе предполагает два этапа прохождения.

3. Конфликт с учителем.

Учитель для ребёнка - первый социально значимый взрослый.
От первого учителя в немалой степени зависит успешная адаптация ребёнка в школе. Возможно, учитель слишком требовательный и строгий, говорит слишком громко и ребёнок не привык к такой требовательности и строгости. Он боится учителя и его громогласного голоса - ему кажется, что она кричит и пугается.

4. Трудности общения.

Возможно, по каким-то причинам у вашего ребёнка не складываются отношения с одноклассниками. Кто-то обижает его и учитель этого не видит или ребёнок боится ему сказать об этом.
Или ребёнок чувствует себя одиноким - его не принимают или не хотят с ним играть. Ребенок так и смог найти себе друзей и приятелей. И тогда он становится объектом насмешек одноклассников.

5. Сложности с усвоением учебного материала или неспособность усвоить школьную программу. 

Ребенок не может во всём быть успешен и может не справляться с программой одного или нескольких школьных предметов.
Один ребёнок легко решает примеры и задачки по математике, другой ребёнок - полиглот, но не понимает алгебру с геометрией.
Один ребёнок силён в истории или музыке и не справляется с нормативами по физической подготовке.

6. Ребёнок быстро устаёт и энергетически не способен выдерживать школьные нагрузки.

Тревога и напряжение отнимают много сил и энергии не только у ребёнка, но и взрослого истощает. А может быть ребёнок сам по себе астеничный?
Родителям надо выявить источник тревоги и напряжения и устранить его.
Также в этом случае надо организовать ребёнку правильный режим дня и включить туда обязательно прогулки на свежем воздухе и своевременный 8-часовой сон.
Если предпринятые меры не помогают, обратитесь к педиатру или неврологу.

7. Большие родительские ожидания от ребёнка

Ребенок нервничает в школе, потому что не оправдывает родительских ожиданий, не может угодить строгим и требовательным родителям, которые относятся к ребёнку как к своему бизнес-проекту или успешному старт-апу.
Он обязательно должен быть успешным и приносить дивиденды со временем.
Одна моя знакомая однажды выпалила своему сыну: "Хочу сидеть в первом ряду на вручении Нобелевской премии!" Что это было - шутка, родительское тщеславие или волшебный пинок? Парень старался, уже в зрелом возрасте кандидатскую защитил...Уж, не знаю получит ли он Нобелевскую премию и будет ли его мамочка сидеть в первом ряду, но тяжёлую ношу маминых ожиданий он несёт на себе.
А если этого не случится и тогда что? Крах родительских надежд, неудавшийся бизнес-проект, сын-неудачник?

Последствия, выводы и что делать?

Вот тот небольшой перечень причин отчего ребёнок испытывает дискомфорт и внутреннее неблагополучное состояние в школе.
Возможно, в этом списке нет вашей причины и ваш ребёнок от чего-то другого нервничает.
Вам надо найти и устранить причины, по которым ребенок нервничает в школе - понаблюдать за ребёнком, поддержать его в процессе адаптации, поговорить с учителем и школьным психологом, узнать как и что происходит с ребёнком-возможно, попроситься посидеть на уроках, наладить режим дня, обеспечить 8-часовой сон, прогулки на свежем воздухе с играми, попробовать такие виды деятельности, где ребёнок может снять своё напряжение и агрессивность: плавание, батут, творчество.
Если вы пропустите этот тревожный симптом, у ребенка разовьется невроз. То есть у него снизится успеваемость, пропадет интерес к учебе, появится стойкая неуверенность в себе, возникнут сложности в общении со сверстниками, утратится доверие к родителям.
Если ситуация не меняется и вы уже не знаете что и как делать и как помочь своему ребёнку, вам необходимо обратиться к детскому психологу - он выяснит конкретные причины, вызывающие внутреннее неблагополучие конкретно вашего ребёнка и даст вам конкретные рекомендации, исходя из вашей конкретной ситуации.

Если понадобится моя помощь и поддержка, как детского психолога, обращайтесь - буду рада помочь вашему ребёнку!

С уважением,
детский и семейный психолог Людмила Дженгурова

Комментариев еще нет.

Оставить комментарий