Консультация психолога онлайн по Скайпу (Skype)

Типичные ошибки родителей в общении с детьми (продолжение)

Типичные ошибки родителей в общении с детьми (продолжение)

 

В прошлой статье мы рассмотрели родительские ошибки, которые мешают родителям понимать своих детей и ладить с ними: непосильные требования и излишние запреты, попустительство и потакание.

Сегодня я хочу рассказать о других ошибках, которые совершают родители и близкое окружение ребёнка - двойные стандарты, непоследовательность, противоречивость требований и недооценка детских способностей и возможностей.

Ошибка третья: двойные стандарты или взаимоисключающие требования

Типичная распространенная ошибка, когда один родитель что-то разрешает, а другой это же самое запрещает. Или сегодня что-то нельзя, а завтра - можно. Порой родитель требует от ребёнка одно, а сам поступает по - другому или мама ругает за проступок, а папа  подбадривает.

Двойные стандарты или разная любовь к ребёнку

Помню, одна моя знакомая, будучи приверженцем здорового питания, ограничила доступ ребёнка к конфетам - девочка не роптала и не закатывала истерик при виде конфет, а воспринимала это как само собой разумеющееся.

Но иногда Алинка оставалась с бабушкой... Бабушка боялась дочку, но любила внучку и втихаря подкармливала её конфетками. При этом обе заговорщицки договаривались, что никто маме об этом эпизоде не скажет.
Но, как говорится, тайное всегда становится явным и аллергия предательски выскакивала на коже девочки аккурат к тому моменту, когда мама возвращалась домой.

А поскольку мама была контролирующей, то она быстро понимала, что дочка что-то не то съела, поскольку сама страдала такими же соматическими реакциями.

Бабушка молчала как партизанка, но ребёнок - то маму любил. И потом мама постоянно ей внушала, что врать нехорошо. Поэтому при первом же мамином вопросе что она ела, девочка быстро рассказывала как всё было и тут же просила прощения, чтобы мама не успела её разлюбить...
Потом начинались "разборки в Бронксе" с бабушкой... Без криков, но иногда с использованием крепких слов, пока ребёнок мирно спал.

Все претензии взрослых к друг другу сводились к тому, что мама любила дочь и заботилась о здоровье девочки и не надо было без её разрешения пичкать ребёнка всякой гадостью, а бабушке со своей любовью к внучке жалко было ребёнка - что это за детство без конфет!

Просчёты родителей

Недопонимание, двойные стандарты, непоследовательность, противоречивость требований и правил сбивает с толку ребёнка и он не понимает  ЧТО от него хотят взрослые.  А самые умные дети пользуются этими ошибками родителей, имея свою выгоду.

Ещё сюда же можно отнести следующие родительские просчёты:
а) перекладывание ответственности друг на друга ( "Это ты виноват со своим контролем и солдафонскими замашками!", "Да, ты тоже хороша - разрешала ребёнку всё, что он хочет. Вот он и распоясался");
б) обесценивание и дискредитация одного родителя другим ("Мама у нас - блондинка!", "У нас папа совсем ку-ку!");
в) подчинение ребёнка своему настроению и эмоциям ( "Сиди тихо и не шуми - папа у нас сегодня не в духе!")

Слово=дело

Дети очень чувствительны  к фальши, неискренности и несправедливости. Для детей Слово = Дело и расхождение слов с делом порождает у них возмущение, протест и обиду.

Одновременно дети уважают правила, которые стоят на страже правды и искренности и здесь важно установить строго оговорённый и ограниченный свод правил и принципов поведения.
Прививаем детям и добиваемся от них неукоснительного выполнения правил, которые связаны с безопасностью ребёнка. Например, со спичками не играть, газ не включать, на дорогу не выбегать, в розетки не лазить, с земли ничего не подбирать, от посторонних людей угощения  не принимать, чужие вещи без спросу не брать, первым драку не начинать и других детей не задирать.

Чем раньше и терпеливо будем внушать эти жизненно важные правила для ребёнка, тем быстрее они будут усвоены детьми.

Или, например, с 4-х лет детей можно приучать, чтобы не перебивали взрослых, когда они разговаривают, не будили без особой надобности или не отвлекали понапрасну от работы родителей...

Каждая семья устанавливает правила, исходя из своих семейных традиций, воспитательных установок, индивидуальных особенностей детей.

Главное, быть логичным в разговоре с детьми и последовательным в своих действиях, не теряя самообладания и не вестись на детские хитрости (манипуляции, шантаж) и ложные обещания.

Ошибка четвёртая. Недооценка детских способностей и возможностей.

Часто бывает, что родители не поспевают за развитием и ростом детей.  Это сквозит в некоторых распространённых фразах: "Онижещёдети!", "Да, что он там понимает?", "Он ещё не может это сделать" и т.п. Некоторые родители склонны недооценивать возможности и способности ребёнка. Они общаются с ним как с недоразвитым, обсуждая при детях неподобающие для них темы ("Да он ничего не понимает").

Тогда дети начинают неосознанно "протестовать" и вредничать. Детская вредность во многих случаях проявляется демонстративно в виде агрессии, упрямства и баловства.
Ребёнку важно показать, что он растёт и уже что-то знает и что-то умеет. Часто это бывают завышенные возможности с вытекающими последствиями: разбитой посудой, испорченной мебелью, одеждой, поломанными игрушками, рассыпанной крупой. Всё это ерунда и дела житейские. Гораздо важнее истинное родительское  понимание, уважение и доверие к своему ребёнку, не правда ли? 

Продолжение следует...
Автор Людмила Дженгурова

Комментарии закрыты.