Консультация психолога онлайн по Скайпу (Skype)

Типичные ошибки родителей – 3

Типичные ошибки родителей – 3

ОШИБКА №5: нетерпение, раздражение, отчаяние

"Опять огрызаешься! Ведь говорила же ей "Язык-твой враг!". Я ему слово он мне в ответ 10 и ведь из-за своего длинного языка получает...Нет бы промолчать и не злить меня! Сколько можно терпеть? Достал уже! Сил никаких нет..." 

Вот такой монолог возникает у раздражённого и отчаявшегося родителя, у которого в ответ на сопротивление, капризы, противность, противостояние ребёнка периодически (а то и постоянно) возникает желание ответить тем же, уязвить, высмеять, наказать, а то и ударить...

Родители думают, что таким образом они заставят ребёнка сделать то, чего они хотят или пристыдят ребёнка и он станет послушным...
Однозначно, родительская ошибка!
Насмешки, уколы, наказание и побои не побеждают "детскую вредность", а вызывают обиду, порождают ещё большую враждебность, непокорность, непослушание и озорство.

Иногда родители начинают подозревать изначально в злонамеренности действий и поступков ребёнка: "Ты нарочно так делаешь!" или "Ты нарочно надо мной издеваешься?" и " Ты меня точно в гроб загнать хочешь!" - ещё одна ошибка родителей для того, чтобы мотивировать более жёсткие меры наказания.

Ребёнок - своеобразный биоиндикатор родительской зрелости. Его непослушание - это проверка адекватности родительских реакций и чувств. Причём, проверка пожизненная. 

Родительство - это постоянный мониторинг родительской компетентности, ежедневный контроль "соответствия занимаемой должности, а не испытательный срок при трудоустройстве ( месяц и ты уже в штате).
                                                   Ю.Щербинина.

Как филологу по первому образованию, мне интересны этимология и семантика слов "наказание" и "наказывать". Образовано из на- + казать, от праслав. *kazati (sę), от кот. в числе прочего произошли: ст.-слав. казати, русск. казать, укр. казати«говорить». Как видим, понятие "наказывать" связано прежде всего с речью, а потом с действием.
Наказание - это не только кара за непослушание, но и демонстрация отношения к поступку, пресечение, назидание  и выбирать наказание надо тщательно, продумывая способ и форму для осознания проступка, а не ограничиваться командными фразами "Марш в угол!", "Никаких гаджетов сегодня!", "Гулять не пойдёшь!". Думаю, последняя фраза как страшное наказание была для советских детей - современные дети более домашние что-ли...

Долгие годы наиболее распространённым наказанием для детей было стояние в углу. А если расширить репертуар наказаний и вместо того, чтобы поставить ребёнка в угол, попытаться посадить его склеивать любимую мамину чашку, а ребёнка постарше озадачить тем, как он может возместить ущерб? Возможно, для ребёнка станет яснее суть наказания и эффективнее само наказание? Иначе ребёнок не поймёт в чём смысл, цель и связь стояния ребёнка в углу с разбитой им посудой.

 

ОШИБКА НОМЕР 6

 

У всех дети как дети, а наш ...Да он всегда такой недотёпа! Он никогда меня не слышит! И в кого ты такой неряха!

 

Не следует списывать капризное поведение ребёнка на "генетическую вредность" и "врождённый скверный характер", поскольку с разными людьми ребёнок ведёт по-разному...

Была у меня на консультации одна семья с запросом "Дочь капризная и неуправляемая - не знаем что с ней делать?". Стала расспрашивать с кем и в каких ситуациях проявляются капризы у ребёнка? Как и в чём проявляется её неуправляемость?
В ходе беседы, оказалось, что с папой она не капризничает, а спокойно играет сама, потому что с папой особо не покапризничаешь, папа либо не умеет или не хочет играть с ребёнком и, вообще-то, он работает на дому удалённо.
Другое дело - мама! Только с мамой девочка могла  поканючить, покапризничать и то в тех случаях, когда девочке что-то надо было получить от мамы. Мама быстро сдавалась и давала желаемое, чтобы не слушать дочкин гундёж или взрывалась эмоциональной тирадой. Девочка получала на время мамино внимание и на время успокаивалась.
Таким образом, мы видим , что девочка избирательна и её поведение стереотипно. 

Убежденна, что не стоит определять среднюю температуру по больнице и судить обо всём поведении ребёнка по эпизодическим и ситуативным проявлениям. Думаю, надо оценивать поведение ребёнка, учитывая логико-смысловые и причинно-следственные взаимосвязи.  

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...

Автор Людмила Дженгурова

Комментарии закрыты.