Консультация психолога онлайн по Скайпу (Skype)

Хикикомори: японский феномен или диагноз?

Хикикомори: японский феномен или диагноз?

Недавно в одной программе по психиатрии на тему социофобии впервые услышала и познакомилась с японским термином и явлением – хикикомори.

В 1999 году один юноша-подросток четырнадцати лет вернулся из школы, заперся на кухне и три года не выходил оттуда. Вернее, он выходил раз в полгода помыться, но провёл три года в добровольной изоляции. Мать подростка быстро сдалась, не сумев убедить мальчика прекратить затворничество. Родители пристроили к дому еще одну кухню и продолжили жить, как ни в чём не бывало. Мать подсовывала юноше под дверь еду трижды в день. Когда через три года история стала известна СМИ, мать настаивала, чтобы имя ее сына не раскрывалось. Женщина боялась реакции соседей, т.е. социума.

Сейчас в Японии количество таких добровольных затворников, как этот юноша, насчитывает до 10% трудоспособного населения. Большинство хикикомори нигде не работают – целыми днями и ночами напролет сидят за компьютерами в своих комнатах, покидая их только для того, чтобы сходить по нужде, помыться или в магазин за продуктами. При этом молодые люди живут в основном за счет родителей, или на пособия по безработице. Образ жизни хикикомори стал настолько популярным в Японии, что власти страны забили тревогу на официальном уровне. С некоторых пор распространение этого явления стали наблюдать и в других странах, в том числе и в России.

 
 
С чего всё началось?

 

Молодой японский психиатр Тамаки Сайто ещё в 1990-х, в начале своей карьеры, обратил внимание на многочисленные жалобы родителей на непонятное поведение своих детей, в основном мальчиков-подростков: они запирались в комнатах, не хотели ничего делать и общаться с кем-либо. Сначала родители и специалисты приписывали это обыкновенной подростковой лени, но эта лень продолжалась месяцами и годами. Именно Тамаки Сайто принадлежит термин хикикомори: в переводе с японского означает "нахождение в уединении". Этот термин касается тех, кто находится в добровольной изоляции от социума более шести месяцев. Нежелание и отказ общаться с социумом сложно однозначно назвать болезнью. Однако, затянувшееся затворничество может привести к серьезным последствиям. Несмотря на то, что хикикомори появились в других странах, о хикки принято говорить, как о явлении современной японской культуры.

 

Причины появления и распространения хикикомори 

  1. Затворничество как протест против родительского давления или навязывания родительского выбора без учёта желаний подростка. Например, навязывание профессии без учёта мнения подростка. Протест против социальных и устоявшихся правил общества, которые не принимает подросток.

  2. Эгоизм. Вместо действий молодые люди выбирают затворничество и ничегонеделание. Помню, как-то я разговорилась с одной мамой взрослого парня 28 лет: она сетовала на то, что её сын только и сидит за компьютером и никуда не хочет выходить. 
    - А друзья или девушка у него есть? 
    - С друзьями общается по компу. Девушки ему не нужны, он говорит, что им только деньги подавай, а у него их нет: он не работает, значит, и девушки ему не нужны. 
    - А чем сын занимается? 
    - Сидит в компьютере и играет в игры. 

  3. Национально-культурные особенности японского общества:

    а)  Жесткая система образования, предъявляющая повышенные требования к учащимся. Не все дети могут успевать за этими требованиями: астеничные дети, интроверты и социально малоактивные учащиеся часто ощущают себя изолированными и отстающими, им тяжело учиться и соответствовать требованиям школы. Всё, как у нас, как мне кажется. 
     
    б) Норма традиционной морали: не выносить сор из избы и быть скрытным. Важно сохранять достойное лицо, или фасад благополучия, пусть даже это всего лишь маска. Для некоторых ношение такой маски становится непосильным, и они уходят из общества. 
     
    в) Эмоциональная зависимость от близких, особенно, от матери. Здесь уместно упомянуть японский феномен амаэ, когда японская мать из жалости и сочувствия скорее будет приносить еду в комнату дитяти, чем попытается вытащить его оттуда. 

  4. Инфантилизм – нежелание брать ответственность за свою жизнь и неспособность сделать свой выбор, перекладывание ответственности на других.  

В России тоже были свои "хикикомори", например, Илья Муромец, который 33 года лежал дома на печи, и Обломов, который лежал всё время на диване и думы думал... 

 "Лежание у Ильи Ильича не было ни необходимостью, как у больного или как у человека, который хочет спать, ни случайностью, как у того, кто устал, ни наслаждением, как у лентяя: это было его нормальным состоянием. Когда он был дома — а он был почти всегда дома, — он все лежал, и все постоянно в одной комнате, где мы его нашли, служившей ему спальней, кабинетом и приемной."

В современной России и странах СНГ тоже можно встретить этот японский феномен. Буллинг, семейные проблемы и неприятие сверстниками заставляют современных подростков избегать социума и становиться затворниками. При длительном затворничестве на последний план уходят не только люди и общение с ними, но и собственные потребности: еда, забота о своем теле и месте обитания. 
Хотя в России уход из дома становится более распространенным способом бегства от проблемы, чем добровольное самозаточение.

Чем обычно заняты хикикомори? 
 
Надо отметить, что беспорядок в комнате отражает беспорядок и хаос в распорядке дня, и, возможно, во внутреннем пространстве хикки. Они могут днём спать, а ночью бодрствовать. Некоторые могут не убирать в комнате: тут же есть, пить, мусорить и справлять нужду, но это уже крайние варианты. Хотя встречаются комнаты с идеальным порядком. 

Занимаются хикки, в основном, чтением книг, играют в компьютерные игры, общаются в чатах или на спецфорумах, смотрят аниме... Некоторые хикки даже дистанционно работают из дома сисадминами, программистами, хакерами или брокерами, потому что испытывают чувство вины перед родными за своё безделье. 

Как помочь хикикомори? 

Помочь хикки можно, но одного желания родителей вытолкнуть своего выросшего отпрыска за дверь отчего дома совершенно недостаточно. Лечение возможно только при условии, что сами затворники захотят выйти в социум. Это применимо только к настоящим хикикомори, но не к социофобам, аутистам или пациентам с депрессией. 

Понятно, что насильно хикикомори из дома не вытащить, и здесь надо пробовать разные варианты: подключать друзей или сообщества типа "Анонимных Алкоголиков".  Японский опыт показывает, что шансы на благополучное возвращение в социум у некоторых молодых людей есть. Но были и те, у кого от добровольного заточения развились серьёзные отклонения, и они оказались под постоянным наблюдением врачей. Некоторые хикикомори стали слишком агрессивны и опасны для общества, поэтому были направлены в тюрьму для социализации. К сожалению, некоторые из хикки покончили жизнь самоубийством. 

Комментарии закрыты.