Консультация психолога онлайн по Скайпу (Skype)

Как выбрать психолога для ребёнка?

Как выбрать психолога для ребёнка?

Возможности и компетенции детского психолога

Психолог не ставит диагнозов детям, не выписывает лекарств –  этим занимаются психиатры и медицинские психотерапевты. Детского психолога интересует внутренний мир ребенка. Психолог старается найти подход к ребёнку, понять его, поговорить с ним на понятном ему языке, показать ребенку его скрытые ресурсы и возможности, помочь найти, открыть и использовать их. Психолог помогает ребёнку лучше понять себя, свои желания и мечты, учит узнавать, осознавать, выражать и проживать свои эмоции и чувства социально приемлемым образом. Корректирует поведение ребёнка и привлекает в помощь себе родителей. Детский психолог находится рядом с ребенком, сопровождает его в познании окружающего мира и взаимоотношений в нём, в становлении и развитии ребёнка, становится свидетелем изучения им своего внутреннего мира. Психолог – не волшебник и не маг, поскольку у него нет волшебной таблетки или волшебной палочки, которые за один сеанс решат все проблемы ребёнка, формировавшиеся месяцами и годами. Психолог работает с проблемой – специалист методично и последовательно помогает осознать и принять проблемы ребёнка, работает совместно с родителями по психокоррекции деструктивного поведения и эмоционального состояния, даёт рекомендации родителям. Чтобы работа была эффективной и быстрой, работать надо и психологу, и родителю в тандеме. Потому что психолог видит ребёнка один раз в неделю и только один час, а родители находятся с ребёнком круглосуточно, и без их участия результат у ребёнка будет временный. 

К детскому психологу обращаются в случаях, если:

  • у ребенка есть сложности в поведении, не имеющие очевидных видимых причин
  • имеются сложности в детско-родительских отношениях
  • проблемы с адаптацией к детскому саду или школе

 

Критерии выбора детского психолога

1. Опыт работы специалиста

Опыт работы является определяющим критерием при выборе любого специалиста. Считается, чем опытнее специалист, тем более качественно и эффективно он работает. Профессиональные качества и опыт психолога нарабатываются и совершенствуются с годами. Опытный специалист много видел, много знает, со многими случаями сталкивался, со многими проблемами работал, и жизненный опыт у него тоже немалый, значит, он сможет помочь с любой проблемой. Самое главное для детского психолога – любить и понимать детей, иметь неподдельный интерес и умение находить подход к детям, также важны большой успешный опыт работы и общения с детьми и родителями. Молодые специалисты с горящим взглядом, с любовью к своей профессии, с амбициями и желанием помочь тоже будут стараться, и у них есть некоторые преимущества: например, молодые специалисты не так консервативны, как опытные психологи, и легко привносят новое в свою работу. Очень важно, чтобы у такого молодого специалиста был супервизор – более опытный и старший специалист, к которому молодой специалист может обратиться за помощью в трудные моменты работы с детьми или родителями. 

2. Возраст и пол специалиста

Всё зависит от индивидуальных предпочтений клиента или родителей. В этом вопросе лучше прислушиваться к своим ощущениям, чувствам и эмоциям. С кем бы вам было комфортнее общаться и какой специалист лучше, на ваш взгляд, подошёл бы для работы с вашим ребёнком: молодой или зрелого возраста, мужчина или женщина. Помимо комфорта в общении, выбор специалиста зависит ещё и от доверия. Без доверия и доверительных отношений работать трудно и нежелательно, именно доверие создаёт мотивацию для качественной работы в тандеме психолог-клиент. Результат работы этой пары на 50% зависит от психолога, и на 50% от мотивации работать обратившегося клиента или родителей.

3. Образование, направления и методы работы

Основные требования к практикующему детскому психологу в плане образования – высшее психологическое образование или диплом о профессиональной переподготовке, далее – свидетельство о прохождении программы по детской и подростковой психологии не менее 150 часов. Психологи с полугодичными курсами переподготовки – это нонсенс. Важно обратить внимание, сколько и где специалист учился. Если это переподготовка, то она должна длиться не менее полутора-двух лет в учебном заведении с государственной аккредитацией. Особенно если раньше психолог не работал в смежной профессии (педагог, социолог, педиатр, воспитатель в дошкольном учреждении). Допускаю, что кто-то пришёл к работе детского психолога по-другому, например, педагоги-психологи, работавшие в школе или детском саду. Но и здесь основное требование – диплом о профессиональной переподготовке, педагог и психолог – это разные профессии. Ещё желательно прохождение дополнительного обучения в рамках выбранного направления психологии. Специалист, регулярно повышающий свою квалификацию, посещающий семинары и конференции, предпочтительнее, поскольку это говорит о том, что специалист не остановился в своём профессиональном развитии, что очень важно для психолога. Также важно для психологов прохождение личной терапии или супервизии. Перед тем, как пойти к психологу, неплохо было бы узнать о направлении и методе, в котором он работает. Существуют разные направления психологии: арт-терапия, психоаналитическая психотерапия, гештальт-терапия, когнитивно-поведенческая терапия и другие. Нет плохих или хороших методов, есть подходящие или не подходящие вам методы – пробуйте и делайте свой выбор. 

4. Личная жизнь специалиста

Некоторые люди считают, что если у психолога нет своих детей, то специалист не сможет понять ребенка. Следуя этой логике, можно сказать, что венеролог, никогда не болевший ЗППП, или нарколог, не принимавший наркотик, не может понять больного, а гинеколог-мужчина вообще ничего не смыслит в своем деле. Абсурд, правда же? В этом случае клиенту надо возвратиться к пункту 1 - опыт психолога и, в частности, опыт работы с детьми. Личная жизнь и профессия – это две разные сферы. Обычно психологи не распространяются о своей личной жизни, поскольку отношения психолог-клиент не должны быть личными или дружескими. При желании клиенты могут зайти на страницу своего психолога или психотерапевта в социальных сетях – посмотреть профиль психолога, содержание страницы и сложить своё мнение о нём ровно настолько, насколько психолог приоткрыл свою личную жизнь для посторонних глаз. Понятно, что личная жизнь психолога не должна влиять на профессиональную сферу. Если есть проблемы или сложности в личной жизни психолога, и они как-то отражаются на работе, то это вопрос личной терапии специалиста. В связи с открытостью личной жизни специалиста у клиента могут возникнуть мешающие работе чувства. Примеры таких случаев можно найти на форуме этого сайта.

5. Личность специалиста

Как вам с психологом, которого вы выбрали? Комфортно ли вам с ним? Вызывает ли специалист доверие, желание общаться, хочется ли рассказать психологу о своих проблемах? Обратите внимание, как общается специалист, как он обращается к вам, к ребенку, и как вы себя при этом чувствуете. Бывает, что специалист имеет приличный стаж работы и отличное образование, но вам некомфортно с ним общаться, сложно довериться, и вас на протяжении всей встречи не отпускает сильная тревога. Можно допустить, что в ходе работы с психологом могут возникнуть разные чувства, но в начале работы должны быть доверие и комфорт. Выбор психолога для себя и ребёнка – это не так быстро и просто. Какой-то специалист подойдет вам, но не подойдет ребенку, бывает по-разному. Не отчаивайтесь, кто ищет, тот всегда найдёт.

6. Ваши чувства как родителя при общении с психологом

Этот критерий опирается на все предыдущие критерии. Постарайтесь уловить ощущение доверия и комфорта от общения с психологом. Выбор психолога осложняется спецификой профессии: помимо профессиональных навыков, психолог работает своей личностью,  используя свое мышление и свое мировоззрение. Мы понимаем, что оно у всех разное. Если клиент пойдёт к стоматологу, в этом случае важны чисто профессиональные качества доктора. При выборе же психолога учитывается больше критериев: специализация, уровень доверия, ощущение комфорта, мировоззрение, направление, метод, темперамент и многое другое. Допустим, образование, опыт, возраст, статус, мировоззрение и личность специалиста помогли вам в выборе вашего психолога, и это уже хорошо. Но хочется напомнить, что успех работы с психологом зависит ещё от мотивации и настроя родителя на работу, и от желания сотрудничать самого ребенка. 

Успехов Вам!

Комментариев еще нет.

Оставить комментарий

Вы должны войти Авторизованы чтобы оставить комментарий.