Консультация психолога онлайн по Скайпу (Skype)

Как обучать ребенка письму в дошкольном возрасте

Как обучать ребенка письму в дошкольном возрасте

Вопрос обучения и развития детей будоражит взрослое общество довольно давно, ещё с тех пор, когда научный прогресс и производственные отношения не включали в свою систему общественного производства того, кто был придатком и усложнял жизнь работающего общества. А именно – ребенка. Об этом написал американский психолог Ллойд Де Моз в своей книге «Эволюция детства». Подходы к обучению и развитию в разные времена отличались концепциями и содержанием, от «природосообразности» Жан-Жака Руссо до «социосообразности» бихевиористов.

В наше время вопрос остаётся открытым. И вопросы несут как общий концепт, «Каким мы хотим видеть будущее поколение?», так и вполне конкретные задачи. А именно: с какого возраста необходимо обучать ребенка? При этом, что вкладывает взрослый в понятие «обучение»? С какого возраста можно и нужно обучать ребенка письму, чтению, развивать математические представления?

И вопросы эти не праздные, поскольку общество бежит вперед в своём развитии семимильными шагами. Поэтому специалисты в области психологии и педагогики чаще задают себе и интересующимся такой вопрос: как обучать ребенка в тот или иной период его детства? В этой публикации будут даны чёткие ответы на конкретный вопрос: как обучать ребенка письму в дошкольном возрасте. Следующие выводы были сделаны на основании двадцатилетней практической работы.

  1. Усвоение образа буквы идёт через восприятие целостного образа. Когда ребёнок пишет буквы, соединяя точки, то он воспроизводит всего лишь графический рисунок. Поэтому бессмысленно писать по точкам и под копирку. Его цель при этом – соединить точки. Он не воспринимает законченности буквы как знака. Таким образом, целесообразно, обучая и закрепляя образ буквы, использовать одновременно как печатные буквы, так прописные. Почти сразу рекомендуется предлагать детям написание слогов и коротких слов. 
  2. Параллельно с обучением буквам как абстрактным символам, необходимо применять разнообразные приёмы для развития мелкомоторных функций, такие, как лепка из пластилина, аппликация из рваной (мятой, скрученной) бумаги, написание иероглифов, изготовление букв из проволоки, использование су-джока и массажных мячей.
  3. Письмо предполагает не только освоенный навык мелкой моторики, но и ощущение пространства. Следовательно, необходимы занятия, развивающие такие навыки, например, кубики Никитина, лабиринты.
  4. Ещё одно направление, о котором писал Л.С. Выготский, это жестовая речь как генетическая связь с письменной речью – письмом. Таким образом, развитие пантомимики в дошкольном возрасте имеет особое значение. Важно практиковать отображение различных ситуаций, предметов, настроений и т.д.
  5. Л. С. Выготский выделял ещё одно средство для развития письма –рисование. Обучение технике рисунка возможно с методиками пошагового рисования. 
  6. Хороший результат даёт рисование предложений. В этом упражнении можно комбинировать и сочетать рисунок с написанными словами.
  7. Интересный вариант – рисование пиктограмм (опыт А.Р. Лурия).
  8. Можно записывать фразы с помощью каракулей, как бы «понарошку», но по-взрослому. 
  9. Как вариант – попробовать методику «Расскажи стихи руками». 
  10. Также полезно прописывать схему предложения. Кружочками рисуются обычные слова, квадратиками – предлоги и союзы. Таким образом, ребенок уже в процессе рисования своей речи будет выделять каждое отдельное слово и предлог с союзом, что в дальнейшем будет организовывать его письменное пространство.

Л.С. Выготский много лет тому назад обозначил психологическую аксиому, которая и в наши дни является крайне актуальной: «Ребенок раннего возраста будет обучаться по своей программе, школьник, в силу своих мысленных способностей, способен обучаться по программе взрослого. А вот дошкольник будет обучаться по своей программе, но эту программу должен сделать для него именно «его» взрослый.» Это значит, что в своей ведущей и сопутствующей деятельности взрослый должен так организовать обучение, чтобы оно было посильным, но вперед смотрящим, желаемым для ребенка, но выполняющим задачи взрослого.

Комментарии закрыты.