Консультация психолога онлайн по Скайпу (Skype)

Развитие фонематического слуха

Развитие фонематического слуха

Моему внуку при обследовании психолога в детском саду написали в рекомендациях «развивать фонематический слух». Их там проверяли кто как готов к школе. Мы  уехали  на лето в деревню, и поговорить с психологом, спросить нет возможности. Что такое фонематический слух и как его можно развивать? В сентябре внук идет в школу. И может посоветуете какие-то пособия, чтоб мне легче было понять чем заниматься. Спасибо

 

Кринчик Юлия


Фонематический слух -  это способность правильно слышать, распознавать и различать  звуки нашей речи.
При недостаточном развитии фонематического слуха  у ребенка страдает  восприятие  звуков, что приводит к нарушениям их произнесения и, как следствие – к трудностям в  понимании  речи.

Фонематический слух  помогает соотносить звук и букву, определять звуковую структуру слова (различать звуки, из которых состоит конкретное слово). И в случае его недостаточного развития затрудняется процесс обучения чтению и письму (ребенку трудно перейти от побуквенного чтения к плавному, а в написании слов  чаще возникают орфографические ошибки).

В качестве примера  недостаточного развития фонематического слуха можно привести неразличение парных согласных звуков (мягких-твердых, звонких-глухих).

За более подробной консультацией, диагностикой ребенка и рекомендациями я советую Вам все-таки обратиться к специалисту.

 

А пока нет такой возможности, Вы можете поиграть с ребенком в различные речевые игры:
-определять первый и последний звук в слове;
-придумывать слова, начинающиеся на  тот или иной звук;
-играть в «цепочки слов» : один игрок  произносит слово, другой должен найти  слово, начинающееся на тот звук, которым закончилось слово первого игрока (тут важно и взрослому быть очень внимательным, помнить, что играем не с буквами, а со звуками: например,  в цепочке после слова «соль» не может стоять слово «лужа», так как «соль»  заканчивается на мягкий звук /л'/  (ль), и  в цепочку после него можно поставить «лес», но никак не «лужу» начинающуюся с  твердго /л/ (л)  )
-«ловить звуки»: Вы произносите слова, а ребенок хлопает в ладоши (бьет в барабан, звонит в колокольчик) всякий раз, когда услышит звук, который был заранее выбран .

Очень важно также  уделить внимание тому, чтобы все близкие, находящиеся в контакте с ребенком,  следили за темпом, чистотой и четкостью своей  речи.

Хорошим помощником Вам в занятиях с ребенком может послужить пособие  -
Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Кислова Т.Р. По дороге к Азбуке. Часть 3, 4.

А самая лучшая книжка по фонетике и словообразованию  для дошкольников и младших школьников - это лингвистическая сказка Л.В. Бурмистровой   "Чудесные приключения в стране Словографии".
К сожалению, ее крайне трудно найти, т.к. она  очень давно не переиздавалась.

Комментариев еще нет.

Оставить комментарий