Консультация психолога онлайн по Скайпу (Skype)

Типология клиентов психолога (предварительная стадия)

Типология клиентов психолога (предварительная стадия)

Клиенты и их типология.

Как-то на заре своего обучения на психолога - консультанта я впервые услышала от своего преподавателя по психологическому консультированию, что к психологу будут приходить разные клиенты и существует определённая типология клиентов.

Эта типология опирается на определённый тип поведения клиента и его цели, с которыми он идёт к психологу.

Как сейчас помню три основных типа: визитёры, жалобщики и покупатели, но жизнь намного разнообразнее и эту типологию  можно расширить, опираясь на свой опыт и опыт коллег. Но о визитёрах, жалобщиках, покупателях попозже.

Сейчас я бы хотела представить свою собственную типологию клиентов по тому, кто как заявляется на стадии предварительного контакта.

Типология клиентов

1. Импульсивные и нетерпеливые - это те, кого, как им кажется, жизненные обстоятельства припёрли к стенке и ему срочно, срочно надо решить свою проблему у психолога. Когда говоришь им, что сейчас я занята и сегодня не получится, но можно записаться на следующие дни, они либо исчезают, либо записываются, но всё равно не приходят. Почему? Либо отпустило и не актуально стало, либо ситуация изменилась, либо нашёл психолога посвободнее, у которого было свободное время здесь и сейчас.

2. Пугливые и нерешительные - это те, которые долго настраивались позвонить психологу. Потом, набравшись смелости, написали сообщение ему или даже оставили свою заявку на консультацию с указанием своей проблемы. Когда психолог ответил им - они вдруг опять пугаются и "уходят в подполье" или "играют в молчанку".  И не вина психолога, что есть люди нерешительные и пугливые.

Для того, чтобы признать у себя проблему и обратиться к психологу нужна определённая смелость - не у всех она есть. И для таких людей подать заявку и озвучить свою проблему - уже большая смелость.

3. Думающие и соразмеряющие - этот тип клиентов идут дальше пугливых. Они доходят до первого разговора с психологом, узнают об условиях консультации и оплаты и соразмеряют свои возможности. В конце концов, кто-то говорит "А можно я ещё подумаю?", кто-то соразмеряет и думает, что не потянет психотерапию, кто-то ведёт себя как лиса в известной басне Крылова "А виноград-то зелен!", кто-то ничего не говорит и идёт дальше "созревать" для работы с психологом...

4. Ищущие - это те, кто ищет своего психолога и уже не просто хотят познакомиться с ним, а пообщаться с психологом, посмотреть на него, почувствовать ещё на предварительном этапе его ли это психолог и подходят ли ему психологическое направление и методы работы специалиста.
Иногда поиски своего психолога затягиваются на долгие годы.

5. Мотивированные - это клиенты уже созревшие на поход к психологу, настроены решительно и в разговоре с ним выясняют конкретику: где, когда, во сколько и сколько. Доводят предварительный этап до встречи с психологом и приходят на эту встречу. Сюда же можно отнести тех, кто обращается к психологу по рекомендациям подруг, друзей, родственников, которые ранее обращались к этому психологу и он им помог.
Эти точно придут на первую консультацию

6. Игроки -  люди, уже на стадии звонка или письма, чтобы договориться о встрече, начинают "играть"... Например, роль душки и почитателя, контролёра, жертвы, и т.д.. Например, начинают грубо льстить ""Вы такой классный (крутой, известный и т.п.) психолог, мне Вас столько людей рекомендовали (я о вас столько хорошего слышал), что я не удержался и пришёл к вам." Или другая крайность:"А кто Вы? а что Вы? А что вы заканчивали? А вы точно МГУ  закончили? Что-то этих мгушников развелось...Покажите мне Ваш диплом, милочка...А сертификаты можно тоже посмотреть..." Ну, что тут сказать? Имеют право попросить документы у психолога- правда, мне ни разу не приходилось показывать свои документы клиентам.
Бывает, вступают в игру с психологом подростки, студенты или не повзрослевшие взрослые - очень много таких в бесплатных службах психологической помощи и условия предварительной оплаты за консультацию хорошо фильтрует и сразу отсекает таких игроков.

7. Отчаявшиеся или фаталисты - эти клиенты уже никого не выбирают. Устали от неудачного выбора психолога и полагаются теперь на своё везение, Бога или ориентируются на других людей. Куда сказали - туда и пошли, на кого показали - к тому и идут, а то и вовсе с закрытыми глазами  куда или на кого его палец  указал- к тому и идут. Прямо, как указующий перст Бога.  А далее "они просто звонят или записываются, несмотря на анкету. Просто приходят."

8. Статусные или с претензией на ВИП-персона - это клиенты, которые уже на этапе предварительного разговора ( по телефону или онлайн) сообщают о своем статусе - "я заместитель N, но об этом не надо говорить...", "я - владелец фирмы", при условии, что речь идет о личном консультировании. а не об организационном, и эта информация никакого отношения к обсуждаемому вопросу не имеет. И далее идут попытки поставить психолога в положение обслуживающего персонала: "Вы меня предварительно запишите, но за час до консультации позвоните мне и напомните". Похоже, люди давно выстроили вертикаль власти и кто стоит ниже, тот и обслуживает эту ВИП- персону - привычка делового человека или попутал  психолога с личным секретарём-помощником. Так иногда бывает.
Ещё таких клиентов на предварительной стадии цепляет статус психолога, цена, образование - если я такой крутой и статусный, то и психолог должен быть не меньше уровня Лабковского или других гуру психологии и психотерапии. Зачем он звонит обычному психологу или психотерапевту? Вопрос интересный!

Вполне имеют право и могут позволить себе психолога или психотерапевта  за 1000 евро или долларов в час, правда же?

9. Просвещённые или псизнайки - это клиенты, читающие много популярную психологическую и духовную литературу и проводящие свободное время на психологических сайтах и форумах.  Возможно, студенты психологических факультетов. Они всё знают и они знают "как правильно, откуда что берётся, сами себя диагностировали, сами себе поставили диагноз, сами себя запутали... и т.д." На предварительной стадии могут чётко обозначить свой запрос, побеседовать и щегольнуть своими книжными знаниями, хотя до терапии или консультации дело может вовсе и не дойти - они сами с усами. Не дай Бог, психологу сделать что-то не так или сказать не то, они тут же ухватятся за это и  выскажут своё "фи" профессиональному психологу. Что может сделать не так психолог на предварительной стадии? Не вовремя ответить на сообщение, письмо, не такие условия консультирования, неправильно общается с потенциальными клиентами...и поэтому он не нуждается в услугах специалиста.
Тут возникает вопрос: А нуждался ли? Ответ очевиден, по-моему.

10. Юзеры или халявщики - это те, кто изначально хотят попользоваться профессиональными знаниями и навыками психолога бесплатно. И скорее всего такой типаж можно встретить в онлайн консультировании. Помню, года три назад был какой-то наплыв клиентов, которые на предварительной стадии ведут себя как мотивированные. А когда дело доходит до реальной онлайн консультации, оказывается, что они по разным причинам не успели оплатить консультацию или оплатили, но какая-то задержка платежа произошла - "ну, давайте уже приступим к консультации, а платёж вам придёт потом".
Сейчас чаще можно встретить вот такое в соцсетях ВК и ОК: "Вы- психолог? Можно с вами поговорить?", "Вы психолог?Можно задать вам вопрос? и предварительная беседа, разговор, вопрос затягивают до полноценной консультации.  Потом мило говорят "спасибо!" и, похоже, психолог этого потенциального клиента больше не увидит - он уже получил то, что хотел.
Если их останавливаешь и приглашаешь на платную консультацию, они либо обрушивают на тебя своё негодование: "Вы не психолог! Психолог должен помогать людям бесплатно!" или "Вы же женщина - психолог!  Женщины не должны брать деньги за свои услуги!" или в лучшем случае молча ретируются.

Вот такая получилась  типология клиентов по предварительной или подготовительной стадии консультирования.

Автор Людмила Дженгурова

Комментарии закрыты.