Консультация психолога онлайн по Скайпу (Skype)

Типичные ошибки взрослых в общении с детьми

Типичные ошибки взрослых в общении с детьми

Как обещала в своей предыдущей статье, сегодня разберём типичные ошибки взрослых, которые мешают понять детей и ладить с ними. И начну с цитаты из прошлой статьи:

- Нельзя!
- Не трогай, кому сказали!
- Не кричи!
- Не шуми!
- Не трогай каку!
- Не бегай!
- Сиди спокойно (ровно, тихо)!
- Быстро засыпай!
- Закрывай глаза и спи!
- Не чавкай!
- Не шуми! И так голова болит!
- Играй тихо! ?

ПЕРВАЯ ОШИБКА: непосильные требования и необоснованные запреты.

Постоянно повторяя эти фразы детям, мы превращаем их заклинания, которые действуют на детей с точностью наоборот. Дети начинают вести себя ещё хуже, вредничать и поступать назло.

Как вы заметили эти фразы чаще всего начинаются с частицы "не" т.е. с отрицания. В своей книге Ю.Щербинина ссылается на существование современной гипотезы философа Гиренка  Ф.И.: до определённого возраста дети не реагирует на отрицания. То есть формально они понимают слова с "не-", но в потоке речи эта частица просто теряется, как бы отрываясь от последующего слова. В результате то, что мы-взрослые считаем "вредность" может быть просто автоматизм и неосознанность.

Кроме того, своей негативной установкой взрослые изначально предвзяты и недоверчивы к детям, а это порождает желание противоречить, спорить и доказывать обратное. 

Ребёнок по своей природе не способен быть всё время послушным, спокойным, покорным и это подтверждают американский психолог и педагог Алан Фромм и наш писатель Лев Давыдычев:

"Нельзя требовать от детей, чтобы они без ущерба для своей психики вели себя как взрослые." 

 "Взрослые - это, в общем, неплохие люди. Но у них есть недостаток: они часто забывают, что в своё время сами были маленькими. Они забыли, например, что внутри каждого мальчика вставлен моторчик. И этот моторчик вырабатывает много энергии, что если мальчик посидит спокойно больше чем семнадцать минут, то может взорваться. Поэтому и приходиться бегать сломя голову, драться, кусаться, обзываться - только не взорваться!"

Кроме того, язык взрослого часто бывает манипулятивный и фальшивый  и слова взрослого "надо", "должно", "правильно" часто обозначают другое: "удобно", "выгодно", "легко". Взрослые постоянно стремятся приспособить детей к своим нуждам, потребностям, интересам.
Например, сильная занятость, спешка родителей насильно ускоряет жизненный процесс ребёнка и отсюда его естественное сопротивление и закономерное возмущение...Подчас желания взрослого попросту несоразмерны с детскими возможностями и взрослый скорее склонен навесить ярлык на ребёнка, чем поставить себя на его место.

В борьбе за послушание лучше всего срабатывают не механические запреты и абстрактные требования, а грамотная организация и создание благоприятной атмосферы. Взрослым лучше все свои силы и ресурсы воспитания  направить на вовлечение ребёнка в позитивную и продуктивную деятельность, приобщая к чему-то интересному, полезному, значимому. 

ВТОРАЯ ОШИБКА: попустительство, соглашательство, заискивание, потакание

Ну, чем ты недоволен, мой малыш? Ладно, ладно пусть стучит себе по батарее - он же ещё маленький! Только не плачь - куплю я тебе завтра машинку...

 

Что вы видите в этом монологе? Мне видится готовность взрослого уступить ребёнку и оправдание своим уступкам  и своей мягкотелости.

Ещё один пример слабости взрослого, боязни фрустрировать ребёнка и тем самым нанести ему психологическую травму или, не дай Бог, обидеть своего ребёнка:

Бедная женщина очень боялась обидеть своего сыночка. Она ему ни в чём не отказывала. Не бранила его. И не наказывала. Не сердилась на него. И других просила не сердить. Если можно.
..... никто не знал, как ей помочь. Ведь все советы были такими, что Петенька мог обидеться.
                              Владимир Воробьёв "Капризка - вождь ничевоков".

 

В результате потакания капризам ребёнка и попустительского воспитания "родители в лучшем случае получают маленького вредину, а в худшем - маленького неврастеника или морального урода". 

Попустительский стиль воспитания без границ и ограничений не есть  демократический стиль воспитания с его предоставлением свободы выбора ребёнку. 

Если взрослых воспитывали авторитарные родители в строгости и подавлении, то понятна подмена понятий в их собственной системе воспитания. Но свобода не равнозначна вседозволенности и распущенности и свобода одного заканчивается там, где начинается свобода другого человека.

Японская система воспитания

Помимо общечеловеческих представлений "что такое хорошо и что такое плохо" в поведении детей есть ещё этнические традиции воспитания и их тоже надо учитывать. Игнорировать или отвергать свои национально-культурные особенности и слепо заимствовать иностранное - это ошибка.

Трамвай. На переднем сидении сидит молодой человек, а за ним мама с сыном лет 7-8. Мальчик кричит громко на весь салон, вертится, машет ногами, задевая и пачкая впереди сидящего молодого человека. На его просьбу утихомирить своего ребёнка, мать мальчика ответила: "Я придерживаюсь японской системы воспитания - там детям ничего не запрещают!" Выходящий на остановке молодой человек  вытаскивает изо рта жвачку и ...лепит её на лоб мамаше со словами: "Меня тоже воспитывали по японской системе!"
Помню, несколько лет назад была мода на японское воспитание - молодым мамам очень нравилась свобода в воспитании детей, но при этом наши мамы не брали в расчёт образ жизни, мировоззрение японцев.  И потом в японской системе воспитания на первых порах жизни ребёнка всё же есть два запрета: "это опасно" и "это стыдно". Да, маленьким детям в этой стране разрешают все или почти всё, но в 5-6 лет ребенок попадает в такие жёсткие социумные тиски -  систему общих правил и ограничений, что называется "мама не горюй!"

Мне кажется, что не дошкольный период является определяющим того, что японцы - дисциплинированный и законопослушный народ. Этому больше способствует последующий период с 5 - 15 лет - период усвоения правил, законов, обычаев, традиций. И уже когда всё это ребёнок усвоил - после 15 лет с ним общаются как с равным.  

Не стоит сильно "закручивать гайки" и брать в жёсткие тиски ребёнка, как не стоит

"позволять вить из себя верёвки и закрывать глаза на недопустимое поведение - реагировать на детскую вредность следует твёрдо, последовательно и избегая крайностей. 
Как  попустительство, так и излишняя строгость равно вредны."

Продолжение следует...

По материалам книг Ю. Щербининой

Автор статьи  Людмила Дженгурова

Комментарии закрыты.