Консультация психолога онлайн по Скайпу (Skype)

Непослушные дети

Непослушные дети

Кто из взрослых не слышал в своём детстве и не говорил своим детям этих фраз:

- Нельзя!
- Не трогай, кому сказали!
- Не кричи!
- Не шуми!
- Не трогай каку!
- Не бегай!
- Сиди спокойно (ровно, тихо)!
- Быстро засыпай!
- Закрывай глаза и спи!
- Не чавкай!
- Не шуми! И так голова болит!
- Играй тихо! ?

Слыша изо дня в день одни и те же фразы, дети норовят действовать наперекор взрослым, вредничая и поступая "назло". Одним словом, ведут себя, как вредины или непослушные дети.

Ребёнок - каким видят его взрослые? 

Разнообразные и многочисленные объяснения детского непослушания объясняются тремя определениями ребёнка, позволяющие нам увидеть детей с несколько неожиданной стороны и дают оригинальное объяснение особенностям детского поведения :

"недочеловек"- ребёнок видится ещё не сложившимся, не состоявшимся. В нём воплощены будущие возможности и потенциальные возможности.
В эпоху Просвещения считали, чтобы ребёнку стать полноценным взрослым  ему надо слушаться взрослых.

Основная задача воспитания - обратить ребёнка к порядку и усвоению общепринятых норм.  Отголосок такого представления слышится, например, в нынешнем выражении "впасть в детство" - это пренебрежительный намёк на слабоумие и ущербность.  Тем не менее, при всех своих недостатках, этот подход позволяет извинить и объяснить многие "странности" детского поведения и терпимее относиться к маленьким врединам.

"сверхчеловек"- это обратное представление о ребёнке, которое наделяет его особыми качествами и свойствами, которые у взрослого либо отсутствует, либо недостаточно развиты. Ребёнок - существо высшего порядка с богатым воображением, творческим потенциалом, развитой интуицией и тонкой восприимчивостью.  Непослушание здесь как заявка на исключительность и самостоятельность и претензия на господство и право управлять взрослыми.
Дети - индиго, ребёнок-медиум, ребёнок - уникум.
Этот подход тоже не бесспорен, но полезность его в том, что он говорит: дети так же влияют на нас, как мы на них и у детей тоже есть чему поучиться.

"нечеловек" -
ребёнок как существо другой породы (пришелец, посланец других миров), ребёнок -загадка.
Детство - это другая параллельная реальность.
Дегуманизация детства проявляется в досадных выражениях взрослых "Веди себя по-человечески!", "Будь человеком!". 
Детская вредность воспринимается как выражение своеволия и своенравности, а непослушание как непредсказуемость и нежелание следовать общепринятому поведению в социуме.

Противоречивый подход, но он даёт пищу для размышления: непослушание - это не примитивность поведения и недоразвитость интеллектая, а особые проявления детской натуры, которые требуют внимания и осмысления взрослых.

Таким образом, все три подхода показывают нам, что ребёнок - существо отличное от нас - взрослых.
А как мы относимся к тем, кто не похож на нас?
Вроде, проявляем толерантность, но иногда проскальзывает раздражение и недовольство.
Вроде, родная кровиночка, но что-то с ним не так и отсюда амбивалентные чувства (любовь и ненависть, привычка и неприятие, радость и тягость) - например, в выражениях "Горе, ты моё луковое!", Наказание ты моё!". 

Перевёрнутая иерархия

Не секрет, что детская вредность в детской среде не приветствуется - часто ребёнка-вредину не принимают в игры, над капризным ребёнком подтрунивают и его дразнят, к ярым озорникам относятся с опаской и совсем не хотят водиться с драчунами.  

Но с другой стороны в детской литературе такое детское поведение в отношении взрослых прочитывается по другому - можно саботировать требования взрослых, ставить ультиматумы или шантажировать.  Дети хотят делать то, что они хотят делать и управлять взрослыми хотя бы в детских фантазиях, не говоря уже о реальности. ( "Вождь краснокожих"О" Генри, "...Бы" Драгунский В., фильм "Игрушка" и др.).
Часто в проблемах непослушания, с которыми родители приходят к детскому психологу выявляется мотив "борьба за власть" или "кто кого?".  

Важная черта поведения непослушных детей - это отсутствие меры. Многие детские проступки совершаются в состоянии сильного возбуждения и ребёнок не способен вовремя остановиться и дать себе внутреннюю команду "Стоп". Его захватывает чувства и кипучая энергия требует выхода. Поэтому беспредельность, безмерность, безграничность особенно заметны при непослушании.

Если дети маленькие "вредничают" не совсем осознанно, то старшие дети "развлекаются" намеренно и по полной программе, извлекая для себя какие-то выгоды. Например, "дашь мне деньги  - я не буду выключать свет в ванной, когда ты там моешься" или "купите мне смартфон последней модели и я буду делать уроки". Это самое безобидное, что могут потребовать дети.  Если всё время идти на поводу детских "хотелок", то с возрастом содержание этих требований становится невыполнимым для взрослых ни в материальном, ни в морально-нравственном плане. Например, "купите мне машину с шофёром - я буду на ней ездить! Если не купите -я выброшусь в окно" - это реальная история одной московской семьи или "Купите мне этого дядю!" - говорит ребёнок из французского  фильма  "Игрушка").

Дети хорошо манипулируют взрослыми с самого рождения. Вопрос в том, могут ли родители отличить детские манипуляции от детских нужд и как, когда надо ставить ограничения детским манипуляциям и не идти на поводу детских "хотелок".

Как общаться с "врединами" или непослушными детьми ?

Об этом я напишу в своей следующей статье. До встречи!
По материалам книг Юлии Щербининой и моего профессионального опыта.

Автор Людмила Дженгурова

Комментарии закрыты.