Консультация психолога онлайн по Скайпу (Skype)

Маленький вредина – кто он?

Маленький вредина – кто он?

Разные дети бывают на свете

Я не буду оригинальна, если скажу, что каждый ребёнок уникален и неповторим и в мире нет детей с абсолютно одинаковыми характерами. Даже если они воспитываются в одной семье, одними и теми же родителями, в одинаковых условиях и будь они внешне очень похожими друг на друга близняшками - один может быть паинька, а другой - маленький вредина.

 Среди этих разных детей выделяются слишком упрямые, слишком балованные (озорные), слишком своевольные, слишком капризные, слишком драчливые (агрессивные) дети или, одним словом, маленькие вредины.

Комплекс вины

Часто у родителей таких детей формируется комплекс вины из-за "неправильного" воспитания и обращения с детьми. Родители  начинают от бессилия задаваться множеством вопросов и наполняться сомнениями. Да ещё педагоги, родственники, окружающие подливают масла в огонь, отмечая своеволие, непослушание и воспитательную запущенность ребёнка. Всё это не придают уверенности родителям, не прибавляют родительской компетенции.

Порою груз вины несправедлив и часто разрушителен, поскольку ослабляет, расходует энергию родителей на внутренние негативные переживания или защитное сопротивление окружающим. 

Возможно, эта статья поможет родителям маленьких не чувствовать себя всегда, везде, во всём виноватыми, а взглянуть на своих маленьких вредин с другой стороны, начать понимать своих детей и взаимодействовать с ними по-другому.

Детская "вредность"

Помните, что говорил маленький толстый "вредина"с пропеллером за спиной из знаменитой сказки Астрид Линдгрен?
"Существуют три способа укрощать домомучительниц: их можно низводить, дразнить и разыгрывать"

В этом его выражении и кроется основные проявления вредности: агрессия, упрямство, озорство - триада любимых детских способов противостоять взрослым.
Проблема противостояния детей и взрослых не только психолого-педагогическая... Она не сводится только к взаимоотношениям разных поколений, но и включает несовпадение картин мира, восприятия жизни и различия в речи взрослых и детей. Примером последнего можно вспомнить придумывание детьми своего тайного, недоступного взрослым, языка. Я помню, мы с подружками во дворе пытались общаться, читая слова наоборот, как в старом добром советском фильме "Королевство кривых зеркал".

Создание и использование секретных языков - это естественная потребность младших школьников, которые таким образом защищают свой хрупкий детский мир от цинично-рационального и назидательного и нотационного мира взрослых.
Секретный язык носит ещё одну функциональную нагрузку - скрыть от взрослых свои детские секреты, авантюрные намерения, шалости, проказы и заговоры против взрослых. То, что происходит тайно и неожиданно часто пугает, тревожит, напрягает и даже злит взрослых.

Маленький вредина - кто он?

Вредина - 1.) тот, кто наносит вред, вредничает; 2)употребляется как порицательное или бранное слово. (Толковый словарь)

"Не вредничай - дай покататься малышу на качелях!", "Отстань от меня - дай отдохнуть! Что за вредина такая!", "Только зашли в супермаркет и тут же мои стали капризничать и баловаться! Не дети, а вредины!", "С моими в гости лучше не ходить - приходят и начинают вредничать..."

Из вышеприведённых фраз и словарного определения мы можем резюмировать, что от вредин нет спокойного житья. В то же время "вредина" - это ярлык для всех, кто чем-то мешает другим и во вредности  можно обвинить кого угодно. Получается, что вредина - это обобщённое и универсальное прозвище для кого угодно? Но психологи с лингвистами придумали более конкретный термин для этого явления - девиантный или отклоняющийся от нормы.

Девиантное поведение

"Все девианты - вредины, но далеко не все вредины - девианты".
Девиантное поведение - это устойчиво отклоняющееся от наиболее важных социальных норм поведение, причиняющее реальный вред окружающим или самому человеку и сопровождающееся социальной дезадаптацией.

Непослушание можно наблюдать почти у всех детей на разных возрастных этапах, а девиация - это уже существенное отклонение от нормы, близкое к патологии и правонарушению.

Основные типы "вредин"

1. Озорники - они же проказники, безобразники, сорванцы, баловники, шкодники, шалуны.
2. Упрямцы - нехочухи, капризули, придиры, буки.
3. Агрессоры - задиры, забияки, разбойники, драчуны.

Озорство, упрямство и агрессия могут быть как отдельно составляющие общего условного понятия под названием "вредность", так и тесно взаимосвязанные между собой явления и часто в вышеперечисленном порядке.  

Как бы мы детей не называли и какими "эпитетами" не награждали, дети могут не согласиться с ними и поправить взрослых. В их картине мира прозвища и эпитеты взрослых могут звучать иначе. Например, не проказник, а выдумщик, не драчун, а силач и т.д.

Вредины в детской литературе

Мы можем вспомнить множество литературных персонажей из детской литературы, которые попадают под определение вредин: Карлсон, Пэппи, Нильс Хольгерсон, Том Сойер, Вождь Красокожих, Буратино, разнообразные персонажи рассказов детских писателей Драгунского, Носова, Михалкова и др.

Почему детская литература изобилует разного рода врединами и эти вредные герои у читателей вызывают улыбки и даже симпатию?

Мне кажется, по аналогии с моими ощущениями и установками в бытность работы с детьми в детском саду: с послушными детьми легко и спокойно, а за врединами интересно наблюдать и работать с ними. Маленькие вредины не дают расслабиться, соскучиться и постоянно держат взрослых в тонусе. 

А ещё маленькие дети и взрослые узнают в этих литературных героях себя и своих детей, поэтому они становятся для читателей ближе и симпатичнее.

И напоследок анекдот про Вовочку.
Учительница спрашивает:
- Вовочка, ты знаешь чем хороший мальчик отличается от плохого (вредины).
- Конечно знаю: плохого бьют родители, а хорошего - ученики.

В следующей статье я расскажу об ошибках взрослых, которые мешают взрослым понять детей и научиться с ними ладить.

(по материалам книг Юлии Щербининой)

Комментарии закрыты.