Консультация психолога онлайн по Скайпу (Skype)

Как я училась говорить ребёнку “нет”

Как я училась говорить ребёнку “нет”

Хочу поделиться своим личным опытом- как я училась говорить "нет" в общении  с детьми.

Ребенок-манипулятор

Как известно, дети -очень умелые манипуляторы и они это делают с младенчества.Все дети испытывают наши границы на прочность ,но делают это по-разному,поскольку есть дети послушные,а есть дети упрямые.Они по-разному усваивают правила и по-разному реагируют на замечания взрослых.

С послушными детьми проблемы возникают редко-они  выполняют все  просьбы,рекомендации родителей,взрослых,легко идут на сотрудничество,буквально заглядывают в рот.Эти дети -мечта любого родителя и педагога.

Упрямые дети приносят много хлопот как родителям,ближайшему окружению ,так и педагогам.С ними всегда надо быть на чеку, поскольку они постоянно испытывают границы дозволенного и постоянно соревнуются в борьбе за власть с родителями,учителями.

Эта борьба так выматывает и не факт,что будет так как вы сказали или как вы хотите.Многие родители капитулируют в этой выматывающей борьбе,поскольку это требует большого терпения,последовательности и изменений.И тогда " бал правит" в семье не родители,а ваш упрямый ребенок.

Мой личный опыт

Я тоже имела опыт работы с такими детьми. На стадии знакомства с таким  ребенком я воспринимала все его высказывания,жалобы за чистую монету.Априори считая,что ребенок не может врать-это искренний и правдивый человечек....Со временем  поняла ,что это зависит от возраста ребенка,его привычек,умственных способностей,стиля воспитания родителей.Пока поймешь что к чему,сопоставишь факты,поговоришь с родителями -можно попасть "впросак".

Что и случилось в работе с девочкой Машей(условное имя) 6 лет,у которой наблюдаются периодически аллергические реакции на сладкое- родители ограничивают и временами даже запрещают покупать сладкое.Запрет не носит обязательного характера.Девочка это уже проверила и не раз,поскольку бабушку она в два счета  заставляет покупать  ей какую-нибудь сладость в магазине. Мама разрешает иногда.Настала очередь моего экзамена на прочность.

Я сначала покупала ей сладости-за что получила замечание от мамы и просьбу не покупать ей сладкое.Что делает Маша:она всеми правдами и неправдами старается заманить в магазин,затем у нас там происходит длительный изнурительный диалог,где я привожу свои аргументы  почему я не буду покупать то,что ей хочется,а она свои ,вернее, диалог начинается раньше,когда она просит зайти в магазин :

- Зачем нам заходить в магазин? Нам там нечего делать...

- Нам надо купить молоко и хлеб...

- Да,ну давай зайдем...

- Давайте купим эти...(конфеты, жвачки и т.п.)

- Мама мне не разрешала их покупать.

- Мама мне сама вчера покупала....Ну, купите...

- Ты аппетит свой перебъешь..и не будешь обедать.

- Я не буду сейчас кушать...

- Я не буду покупать тебе конфеты - мама не велела - у тебя диатез.

- А бабушка мне покупает конфеты.

- Ну и что,что бабушка покупает тебе конфеты, а я не буду тебе покупать.

- А я тогда скажу маме, что вы плохая гувернантка  и она вас уволит....

- Ну, и пусть увольняет - я другую работу найду.

- Ну, пожалуйста,я после обеда съем их.

- Зачем тебе эти конфеты - это же сплошная химия..?

- Ну и что-я хочу..(берет со стойки у кассы пакетики) - вы что хотите, чтобы я с голоду умерла - я есть хочу...

- Нам до дома идти 5 минут-думаю ,что за пять минут ничего не случится...

- Тогда я не буду делать задание...(уходит вперед обиженная)

Вот примерно такие словесные пикировки были у нас очень часто...Знакомо?

Схема правильного отказа

После одного мастер -класса с известным в наших кругах коллегой я применила другую схему разговора при отказе в очередной просьбе девочки пойти в магазин:

  1. слово "нет" (твердое и решительное)
  2. содержание
  3. обоснование
  4. компенсация

и получилось вот что:

- Давайте зайдем в магазин

- НЕТ. Мы не будем заходить в магазин,потому что магазин не входит в наши планы Лучше мы это время погуляем на площадке.

Маша опять пытается настоять на своем и в ответ опять:

- НЕТ. Мы не будем заходить в магазин,потому что магазин не входит в наши планы. Лучше мы это время погуляем на площадке.

Еще два раза я сказала эту фразу и смотрю Маша "сдулась" в своих желаниях,поскольку столкнулась с решительным отказом и впереди замаячила другая желанная альтернатива.

Так происходило несколько раз и через месяц-другой  такие долгие пикировки с Машей вовсе прекратились,поскольку я не давала ей повод для этого,я не тратила свою энергию и не подпитывала энергетически лишними вопросами,доводами  Машу.

Потом она уже не клянчила ,а вежливо спрашивала о возможной покупке сладости и услышав только решительное "нет" сразу отходила от стойки со сладким.

Не знаю,как в других случаях,но с детьми это точно работает.

Как только у вас появилось намерение отказать-  вы озвучиваете свое намерение решительным  "нет" и  за ним следуют пункты:содержание,обоснование,компенсация в зависимости от ситуации.

Я всегда с благодарностью вспоминаю этого коллегу,поскольку этот метод реально помог мне и он работает.

Попробуйте и вы!

Комментарии закрыты.