Консультация психолога онлайн по Скайпу (Skype)

Дети в плену телевизора и модных гаджетов: что делать?

Дети в плену телевизора и модных гаджетов: что делать?

Телевизоры, компьютер, ноутбуки, планшеты, смартфоны – этот продвинутый набор технического прогресса последних десятилетий прочно вошёл в жизнь современной семьи. И дети тоже являются активными пользователями современной техники.

Техническому прогрессу противостоять невозможно, да и глупо.
Каждая семья устанавливает свои отношения, свои границы, свою дистанцию с телевизором и гаджетами. У этой техники есть свои плюсы и минусы.

Польза ТВ

1. Просмотр ТВ — это одна из форм семейного досуга, которая объединяет семью. Совместный просмотр интересной, познавательной передачи или фильма с последующим обсуждением просмотренного, выражением чувств и эмоций помогает членам семьи лучше узнать, понимать друг друга. Дети учатся воспринимать информацию осмысленно, выражать свои мысли, отслеживает чувства и говорить о них. Ребёнок учится вести беседу или дискуссию, высказывает собственную точку зрения и аргументировать её. В рамках семейного круга возникает более тесная эмоциональная связь, общность интересов и ценность семьи как таковой.

2. Телевидение может быть источником дополнительного образования, получения разного рода знаний, опыта, расширения кругозора. В сетке вещания ТВ можно найти достаточное количество познавательных, прикладных и полезных программ. Телевидение легко удовлетворяет культурные и духовные потребности всех членов семьи.

Плюсы  гаджетов

1. Детвора любит пользоваться гаджетами, потому что это легко, увлекательно, занимательно. Сразу виден результат его действий – малыш одним движением пальца меняет картинку на экране, чувствуя себя волшебником или властелином этой взрослой игрушки.

2. Ребёнок учится пользоваться техникой, быстро её осваивает и легко манипулирует ею, тем самым развивая свою компетенцию и уровень своих технических знаний.

3. Детей распирает от того, что они в чём-то превосходят взрослого и это придаёт им чувство своей значимости и важности. Они охотно демонстрируют свою компетентность, помогая близким и друзьям. Тем самым дети улучшают взаимоотношения с окружающими и поднимают свой авторитет и самооценку.

4. Ребёнок приобретает свободу действий, сам управляет, сам устанавливает правила и сам ответственен за то, что происходит в его виртуальном мире. Он учится действовать самостоятельно, расширяя свои возможности.

5. С помощью гаджетов дети легко завязывают новые знакомства, заводят темы для общения в кругу сверстников, всегда на связи с друзьями, родителями.

6. Техника помогает детям интеллектуально развиваться и обучаться, находить нужную информацию, не тратя на это много времени. Как говорится, google вам в помощь!

Обратная сторона медали

1. Долгое времяпрепровождение перед телевизором и чрезмерное увлечение предметами высоких технологий способствуют развитию гиподинамии как у взрослых, так и у детей. Для них физическая активность - это необходимое и достаточное условие их гармоничного развития. Постоянное  просиживание за просмотром телевизионных передач или в виртуальном мире не способствует этому.

2. Всё чаще телевизор делает из человека бездумного потребителя продуктов ТВ. Он  воспринимает информацию, исходящую с голубого экрана не задумываясь, а это не способствует развитию когнитивных функций. Появляется физическая и умственная леность.
Дети-дошкольники ещё не обладают навыками фильтрации информации, поскольку эти механизмы у них ещё не сформированы - они впитывают как губка всё, что видят на экранах и мониторах. Постоянная смена картинок и безостановочный поток информации через зрительный анализатор затрудняют развитие критического мышления и оценку нюансов происходящего, не оставляют времени для мыслительной деятельности и работы с информацией. Поэтому родителям с самого начала стоит отслеживать содержание просматриваемого репертуара детьми-дошкольниками и в дальнейшем формировать критическое мышление ко всему ЧТО предлагает телевидение и интернет.

3. Избыток жестоких картинок, видеосюжетов и игр могут отразиться на психике детей, даже если они растут в весьма благоприятных условиях и в благополучной семье, где он ограждён от дурных примеров. У ребёнка остаётся психологическое и эмоциональное напряжение от просмотра сцен насилия и он может проявлять агрессию в отношении окружающих. Если насилие и агрессия оказались безнаказанными или агрессор с помощью мощи добивался своей цели и получал желаемое, у ребёнка закрепляется на уровне бессознательного, что силовые методы – это единственно быстрый и эффективный способ решения проблем. Поправить эту установку у трёхлетнего дитяти будет очень трудно, так как дети подражательны по своей сути и повторяют всё увиденное и услышанное незамедлительно и без критической нагрузки. У маленьких чад, смотрящих передачи или фильмы со сценами насилия, часто проявляются проблемы со сном, расстройство аппетита, различные страхи, с которыми придётся работать у специалиста.

4. Результаты многочисленных экспериментов американских учённых показали, что "слишком частое обращение ко всевозможным гаджетам уже начинает оказывать влияние на работу нашего мозга, а если точнее, на процесс запоминания информации"-зачем запоминать ту или иную информацию, если при необходимости её можно вновь найти в интернете?

Посеешь поступок - пожнёшь привычку

Чаще всего взрослые используют телевизор и гаджеты для отвлечения внимания ребёнка от нежелательных действий или негативных эмоций. Например, малыш  плачет, а ему тут же со словами "Ой, смотри что у меня есть!" достают свой смартфон из сумочки. Ребёнок тут же замолчал, увлёкшись новой игрушкой. Если стратегия "чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало" с ТВ или гаджетами повторяется многократно и без вариаций, то у ребёнка закрепляется стереотипы поведения "поплачу и получу ЧТО хочу" или "эффект конфетки", когда  в качестве утешения ребёнок получит не конфетку, а  гаджет.

Иногда  предметы технического прогресса могут быть орудием манипуляции в руках взрослых.Например, ребёнок стал плохо кушать или вовсе не хочет есть - родители  включают телевизор и он, глядя в экран, съедает весь завтрак (обед, ужин). В дальнейшем это становится привычкой и ребёнок уже не садится кушать без включённого телевизора. Если ему в этом отказывают, он может закатить истерику. Бывает, родители поддаются на детскую манипуляцию (лишь бы не кричал) и тогда привычка кушать перед телевизором у ребёнка будет сформирована.

Иногда мамы сажают своих детей -дошкольников у телевизора, чтобы можно было успеть приготовить семейный обед (ужин), что-то успеть сделать по хозяйству.

Ещё мамы настолько устают от домашней рутины, что им хочется просто отдохнуть от детей. При отсутствии няни, бабушки и занятом муже  телевизор и гаджеты приходят на помощь домохозяйкам.

Встречаются родители, которые проводят всё свободное время у телевизора или с гаджетами - они по-другому не могут и не знают как ещё можно проводить свой досуг. Рядом с ними у экрана или с планшетами и смартфонами устраиваются их дети - угадайте с трёх раз как они будут  проводить  своё свободное время, когда вырастут?

Дети до подросткового возраста очень восприимчивы к новым технологиям и легко становятся зависимыми от них. Когда родители спохватываются, то обнаруживают, что их подростки уже находятся в плену экранов и мониторов и освобождение из этой зависимости путь будет долгим, сложным и затратным по эмоциям и финансам, а иногда трагичным, увы.

Что делать?

Родители вполне могут и должны:

1. Быть прежде всего примером для своих детей с целью формирования у них правильной дистанции в отношении ТВ и гаджетов или объяснять им, что компьютер - ваш рабочий инструмент и вы вынуждены проводить много времени за ним. Ребёнок всё видит и замечает, а поскольку родители - значимыее люди для него, он обязательно будет подражать им.

2. Обсуждать с ребёнком выбор просматриваемого им контента и отметить программы, которые он хочет посмотреть. Более того, можно иногда смотреть программы и сайты вместе с ребёнком - очень информативное, интересное и полезное занятие. После просмотра желательно выключать технику.

3. Предлагать ребёнку альтернативные занятия: прогулки на воздухе, изобразительную деятельность, культурно-развлекательные мероприятия, разнообразные игры, художественное чтение, творческие занятия и рукоделие.

4. Проследить сколько времени семья проводит у телевизора и с гаджетами и сбалансировать это время со временем активного отдыха и досуга.

5. Попробовать проводить всей семьёй выходные без гаджетов или один день без просмотра ТВ и потом ввести это в правило семьи. Оговорить и другие возможные правила: отсутствие телевизора в детской комнате, гаджеты оставлять на ночь выключенными и вне спальни, пользоваться гаджетами в присутствии родителей или ограниченное время.

6. Постараться донести до ребёнка разницу между виртуальным миром и реальным. Например, герой игры, которого уже застрелили вдруг встал и пошёл, потому что ему спасли жизнь и у него в запасе ещё 5 жизней. А может ли такое быть в реале и сколько жизней у человека? Тем самым вы заставляете ребёнка думать и относиться критически к тому, что ему предлагает интернет и ТВ.

Резюме

"Всё есть яд, всё есть лекарство и только доза определяет разницу между ними" - сказал когда-то средневековый врач и философ Парацельс.
А ещё раньше древнегреческий философ Демокрит изрёк следующее: "Если перейдешь меру, то самое приятное станет самым неприятным"

Дети не могут правильно определить дозировку и не могут похвастаться чувством меры в случае с гаджетами и ТВ, поэтому регулировать дистанцию между своими чадами и предметами технического прогресса должны всё-таки взрослые.

Комментарии закрыты.