Консультация психолога онлайн по Скайпу (Skype)

2 шага к Интернет-зависимости

2 шага к Интернет-зависимости

Первый и самый частый вопрос, который задают родители в отношении времяпрепровождения ребёнка за компьютером  "Сколько времени можно проводить за компьютером ребёнку?"

Санитарно-гигиенические нормы времени проведения в день  ребёнка за компъютером:

7-10 минут - дошкольники (5-6 лет)

15 минут - младшие школьники,

20 минут - средние школьники,

25 минут - старшеклассники,

40 минут - взрослый,

Когда родители узнают об этих нормативах , они  бывают сильно удивлены.

Это достаточно жёсткие нормативы и сюда не входит время, проведённое в смартфоне, которое тоже должно учитываться, как вы понимаете. Эти нормативы связаны с физиологией нашего зрительного анализатора и физиологией развития ребёнка и подростка и  никак не вредят здоровью детей.

Подавляющее большинство родителей не слышали или не знают про эти нормативы, а если и знают, то игнорируют их. Вспоминают о них тогда, когда у ребёнка появляются проблемы со здоровьем, в том числе психологические и психические.                                                                                               

Что такое Интернет-зависимость и нет ли у моего ребёнка Интернет- зависимости?

"Интернет-зависимость - это навязчивое желание войти в интернет, находясь офлайн и неспособность выйти из Интернета, будучи онлайн." ( Кимберли Янг, Айвен Голденберг 1994 г.)

Этот феномен до сих пор не включен ни в одну из классификаций психических болезней и не признан психическим сообществом.

Если истинной Интернет-зависимости, как форме адиктивного поведения,  подвержены только 5% населения, то во всех остальных случаях правильнее было бы говорить о таком распространённом явлении, как чрезмерная  увлечённость Интернетом, которая связана с отсутствием небходимых навыков организации своей деятельности в Интернете, отсутствием каких-то определённых ограничений со стороны родителей и с уже сформированными вредными привычками.
Такое состояние очень хорошо  корректируется правильным психолого-педагогическим воздействием и профилактическими мероприятиями.

Что может вызвать чрезмерную увлечённость Интернетом?

Всё что угодно, но в основном:

  1. Вебсёрфинг ("прыжки" с одного ресурса на другой или со страницы на страницу или с одной ссылки на другую).
    и  вебдайвинг (более глубокое погружение или няряние в Интернет и "нырнувшему" трудно вынырнуть из этого интернет-потока).
  2. Игромания т.е. зависимость от игр, в том числе и от азартных.
  3. Пристрастие к онлайн общению (соцсети, чаты, видеоконференции, е-майл-переписка, форумы).
  4. Киберсексуальная зависимость (частый  просмотр подроском порносайтов и онлайн порнографии, от которого может возникнуть функциональная импотенция).
  5. Зависимость от веб-шопинга (частые прогулки по интернет-магазинам).

Интернет действительно быстро ловит и надолго затягивает детей в свои сети, как паук и поэтому у интернета есть второе метафорическое название "Всемирная Паутина".

Симптомы формирования Интернет - зависимости

1. Потеря контроля ( времени, своего поведения)

Когда ребёнок на замечания родителей о прекращении работы в Интернете всё время оттягивает время ("Мама, ну, ещё 10 минут" или "Сейчас, ещё немножко"), не следит за временем, проведённым у компьютера и эти "сейчас" и "10 минут" растягиваются в часы - ребёнок "зависает у компа" до поздна и соответственно поздно ложится спать со всеми вытекающими последствиями.
Симптом очень распространённый и с этой проблемой сталкиваются многие: дети, подростки, студенты и даже взрослые

2. Синдром отмены                                                                                                         

Возникает на более поздних стадиях и проявляется в  негативных переживаниях и чувствах, который сопровождает процесс невозможности использования цифровых технологий. Дети по-разному реагируют на этот процесс: у кого-то возникает тревога и беспокойство, у кого появляются навязчивые желания проверить почту или свой аккаунт в Интернете, у кого-то появляется агрессия - дети начинают драться и даже бьют родителей, а если не могут их бить, то смещают свою агрессию на предметы т.е. начинают бить и ломать их, устраивают истерики, могут проявлять аутоагрессию - биться головой об стенку.
Страшилки об убийстве родителей, когда те запретили ребёнку пользоваться Интернетом воспринимаются подростками как городской фольклор, но иногда надо обсуждать с детьми те или иные случаи неадекватного поведения детей на лишение доступа к интернету, если они на слуху и появились в СМИ для профилактики рисков.

С синдромом отмены в той или иной форме сталкивались 50% школьников.

3. Потеря чувства реальности

Это достаточно серьёзный симптом и возникает у 5-10% детей, которые предрасположены к Интернет- зависимости. Ситуация действительно серьёзная,  когда ребёнок действительно утрачивает связь с окружающим миром.

Как правило, чрезмерная увлечённость Интернетом сказывается на качестве его успеваемости в школе, разрываются отношения с друзьями,ребёнок или подросток перестаёт следить за собой и вовремя есть, спать, мыться... Ребёнок может обманывать родителей, вставая ночью к компьютеру, а потом не выспавшись идёт в школу. И здесь мы можем смело говорить об Интернет-зависимости.

Родители  бывают разные

Нормальные родители, которые внимательно относятся к состоянию своего ребёнка,замечают то, что происходит в жизни ребёнка и принимают участие в ней  неизбежно заметят изменения в ребёнке ещё при первых симптомах процесса формирования Интернет-зависимости т.е. когда речь идёт только о потере контроля в чрезмерном увлечении Интернетом. Родители и ребёнок осознают, что существует  проблема, которая легко корректируется профилактическими мерами и психолого - педагогическим сопровождением.

Сверхбдительный и контролирующий родитель начнёт видеть интернет-зависимость там где её вовсе нет и это не есть хорошо.

Беспечный родитель заметит проблему  тогда, когда уже ребёнок глубоко погрузился в своём увлечении Интернетом и уже появилась Интернет-зависимость.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ....

 

Комментарии закрыты.